01 ноября 2020 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, в Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыне на кануне вечером было совершено Всенощное бдение, а на утро Божественная Литургия. Сегодняшнее чтение Апостола звучит так: Однако узнав, что никакой человек не получает оправдание делами закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами Закона, потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть. – 17.Но если мы, ищущие оправдания во Христе, оказались и сами грешниками, то неужели Христос – служитель греха? – Немыслимо! 18Ведь если я вновь отстраиваю то, что разрушил, то сам себя и выставляю преступником. – 19Ибо Закон привёл меня к смерти для Закона, чтобы я жил для Бога. Я распят со Христом, 20и живу уже не я, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. [21Так неужели я отвергну Божий дар?! Ведь если оправдание может дать [Моисеев] Закон, значит, Христос умер напрасно!]
Апостольское чтение содержит в себе ядро учения апостола Павла об оправдании верой. Если сжать до предела основную мысль этого отрывка, то она будет следующей: человека оправдывают (а, следовательно, вводят в блаженство вечной жизни) не его дела, но только вера. При этом у Павла речь идёт не об отвлеченных «добрых делах», как ошибочно думают многие, но об очень конкретных предписаниях, регламентированных Законом Моисея (Торой). Первые христиане были преимущественно из иудеев, и вместе с обрезанием («таинством» вхождения в Ветхозаветную Церковь) они принимали на себя всё «бремя» этого Закона. И для них этот вопрос был чрезвычайно актуален: отказаться от исполнения Моисеева Закона – значило признать его временный характер, что для правоверных иудеев было кощунством! Но «возмутитель спокойствия» апостол Павел, которого иудействующие христиане считали «самосвятом», не получившим материальной «хиротонии» от Христа при Его земной жизни или апостолов от Двенадцати (смотрите апостольское чтение 20-й недели, – Гал.1:11-19) и в других своих Посланиях доказывает тщету Моисеева Закона. Он говорит, что Закон (Тора) был лишь «педагогом» (буквально «детоводителем») ко Христу, и утратил своё значение с Его приходом, потому что дела Закона не могли оправдать и примирить человечество с Богом, а, следовательно, спасти. Никакое «толерантное» согласие здесь невозможно! И далее Павел в предельно резкой форме предлагает сделать выбор между Законом и Христом: «Так неужели я отвергну Божий дар?! Ведь если оправдание может дать [Моисеев] Закон, значит, Христос умер напрасно!» (Гал.2:21). Почему-то этот стих в сегодняшнее чтение не входит, хотя именно в нём Павел даёт ответ на свои риторические вопросы и подводит итог.